Главная -> Материалы -> Инструменты -> Губные гармоники с клавиатурами

Губные гармоники с клавиатурами

Баяны, аккордеоны и губные гармоники довольно известные инструменты. Пусть они распространены не так широко, как гитары или фортепиано, но все равно узнаваемы. Но, помимо этих представителей семейства гармоник, существует множество довольно экзотических инструментов.

Гармоникой можно назвать все музыкальные инструменты, звук в которых воспроизводится металлическим свободно проскакивающим язычком (голосом), колеблющимся под действием струи воздуха. Воздух в гармониках подается с помощью ручного или ножного меха (ручные гармоники, фисгармонии), вентилятора (органолы, органеты) или выдыхается и вдыхается легкими исполнителя (губные гармоники). Во всех современных гармониках язычок крепится с помощью клепки одним концом на металлической основе, именуемой рамкой (шасси).

Гармоника-флейта (духовая)

Идея создания губной гармоники с клавиатурной механикой (1825 г.) принадлежит Чарльзу Уитстону — молодому продавцу одного из лондонских музыкальных магазинов, а впоследствии известному английскому физику; в число его исследований входили вопросы акустики применительно к музыкальным инструментам. Симфониум, как назвал он новый инструмент, распространения не получил, но его идеи продолжали развиваться.

Одним из первых инструментов такого типа, получившим большое распространение в России и за рубежом во второй половине XIX века, можно считать гармонику флейту.

Гармоника-флейта представляет собой легкий, выточенный из дерева, с вмонтированными внутрь голосовыми планками музыкальный инструмент, который по внешнему виду больше похож на маленький кларнет, чем на флейту. При игре его держат левой рукой, большим пальцем правой придерживают, а остальными четырьмя нажимают на продолговатые металлические клавиши. Внутри деревянного цилиндра расположены планки с металлическими язычками. При нажиме на клавишу звучит один голос, расположенный под отверстием, только на выдох исполнителя. Раструб на конце трубки является декоративным— для придания законченной внешней формы. Воздух из цилиндра выходит через отверстия, находящиеся под клапанами. Эти инструменты бывают различных фасонов, различного материала (из пластмассы, папье-маше) и диапазона, но принцип устройства их совершенно одинаков. Звукоряд этих гармоник диатонический.

Гармоника-флейта, появившаяся почти 100 лет назад, используется и сейчас — как музыкальная игрушка.

Аккорден

Аккорден (обычно написание названия инструмента «акорден», правильнее — «аккорден»; изредка называли его и «духовая гармоника акордион») является разновидностью губных гармоник, имеющих клавиатурные механики. В основу конструкции его положена та же идея, что и в гармонике-флейте, получившая дальнейшее развитие.

Аккорден состоит из корпуса, на котором размещены две клавиатуры (на двухрядных — клавиатуры выносные), мундштука и декоративного раструба (мундштук и раструб бывают съемными или крепятся на клее). Корпус служит резервуаром, в который исполнитель вдувает струю воздуха через мундштук. Под каждым клапаном — голосовая планка с двумя наклепанными голосами: один звучит на вдох, другой — на выдох. В некоторых системах имеются разные звуки на вдох и на выдох, в других — одинаковые, но в обоих случаях звукоряды диатонические. В системах с разными звуками, расположенными под одним и тем же клапаном, диапазон инструмента больше, но пользование таким инструментом менее удобно. На левой клавиатуре — кнопки басов и аккордов.

Инструмент нужно держать двумя руками, чтобы большие пальцы рук находились под клавиатурами (в аккорденах второй системы под левой клавиатурой имеется ременное ушко для продевания большого пальца), остальные пальцы — на кнопках клавиатуры.

Сейчас этот инструмент почти вышел из употребления: наличие аккомпанемента, рассчитанного на исполнение песни или танца только в одной тональности, ограничивает исполнителя, а также делает инструмент более дорогим; поэтому в ансамблях, например, естественно, стали предпочитать мелодику.

Мелодика

Мелодика — инструмент молодой, появившийся в городе Троссингене (Германия) (мелодика) и Италии (клавиэтта) около десяти лет назад и завоевавший с начала 60-х годов большую популярность как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В Японии этот инструмент изготовляется под названием «мелодион»; там к нему прилагается еще специальный шланг и дополнительный мундштук, чтобы при исполнении можно было положить инструмент на стол или колени. В большинстве стран, в том числе и в нашей стране, за ним закрепилось первое название — мелодика.

Мелодика состоит из корпуса, резервуара и мундштука (съемного или представляющего одно целое с корпусом), посредством которого подается воздух в корпус к голосовым планкам. Левой рукой инструмент держат за ручку, расположенную на нижней стороне корпуса, а правая пятью пальцами играет на клавиатуре фортепианного типа. Такой принцип использования клавиатуры себя оправдал.

За рубежом производятся еще модели мелодик, которые нужно держать двумя руками за клавиатуру (производство в Троссингене), обхватывая инструмент с двух сторон. Большие пальцы обеих рук находятся под инструментом, четыре пальца левой руки лежат на черных клавишах, а четыре пальца правой — на белых. Такие клавиатуры менее удобны, так как игра двумя руками с разных сторон на одной клавиатуре не создает целостного представления о ее построении.

Все мелодики имеют одноголосное звучание. Большинство мелодик играет только на выдох, но встречаются и такие (производство в Клингентале), которые звучат на вдох и на выдох. Однако, как показала практика, дешевле в производстве, гигиеничнее и удобнее для игры мелодики с одинарным звучанием голосов только на выдох. Этот инструмент широко применяется в различных ансамблях и оркестрах многих стран мира.

Гармонетта

Гармонетта была сконструирована фирмой Хонер в Троссингене в 1955 году. Она предназначена главным образом для ведения аккомпанемента. Гармонетта является также одноголосной губной гармоникой с клавиатурной механикой. На верхней стороне — клавиатура из нескольких рядов шестиугольных кнопок новой системы расположения звуков.

Во время игры гармонетту держат с боков двумя руками. Большие пальцы оказываются под корпусом инструмента, остальные — на кнопках клавиатуры. Каждый палец обслуживает 3—4 кнопки от края клавиатуры. Диапазон гармонетты — 3 октавы: от до малой октавы до си второй октавы. Нажимая пальцами на клавиши, исполнитель двигает инструмент вправо или влево, струя воздуха изо рта попадает в каналы, а взятый на клавиатуре аккорд будет звучать в низком, среднем или высоком регистре. В каждом канале гармонетты два голоса, и звучит она на вдох и на выдох.

Из всех губных гармоник с клавиатурной механикой гармонетта наиболее сложна по конструкции, производству и освоению при игре. Однако любители джазовой музыки с успехом используют гармонетту, особенно в партиях аккомпанемента при игре в ансамблях, беря любые аккордовые сочетания до восьми звуков одновременно, что невозможно сделать на любой другой губной гармонике.