Морские шанти

Давайте перенесёмся на несколько веков назад, почувствуем солёное дыхание ветра и представим парусник, плывущий через воды Атлантики на запад. Слышите, что-то доносится с палубы? «Йо-хо-хо, и бутылка рома!» — поют десяток луженых глоток, и бриг покачивается в такт их песни. Что же пели моряки в эпоху парусников? Это были так называемые шанти — уникальные образцы народного искусства.

Шанти, по сути, это то же самое, что строевая песня в армии. Она имеет определенный ритм и позволяет морякам выполнять трудную работу в одном едином ритме, а так же снимает психологическую нагрузку от однообразия их действий. Общая схема звучания шанти – «вопрос-ответ». Один человек выступает запевалой (его так же называют шантименом), все остальные отвечают ему хором. Запевалой может быть только авторитетный человек, старый морской волк, моряк, мнение которого всегда важно для команды. Даже если какой-то молодой матрос осмелится затянуть шанти, команда не поддержит его. Выдержка из очерка английского поэта и моряка Джона Мэйзфилда:

«…День за днем, в холоде Мыса Горн, на мокрой палубе, посреди вздымающегося к мрачному небу моря уставшие люди собираются у фалов, чтобы поднять паруса после шторма. Натягиваются заледеневшие веревки, паруса хлопают наверху, и под стук рей и полоскание парусов начинается монотонное пение. Команда тяжело подается назад, но рею как будто заело и бейфут не идет вверх ни на дюйм. Потом какой-то старик, в сверкающей от воды робе, жуя табак, начинает выкрикивать свою бессмыслицу:

"A long, long time, and a long time ago"

Скорее всего, что его первый выкрик никто не подхватит, и он его повторит. Потом команда включится с припевом …Как будто новая жизнь вливается в них. Каждый вкладывает новую силу в свой рывок. Большая желтая рея с парусом на ней ползет, стукаясь, вверх по мачте…»

Хорошие шантимены всегда очень ценились. Некоторые талантливые моряки проводили все свободное время сочиняя новые шанти или переделывая старые.

Самое удивительное, это огромное количество шанти. Они отличались не текстами, совсем нет! Существовали шанти для всех видов корабельной работы — со своим ритмом, размером, скоростью, количеством куплетов. А работы на парусном судне было огромное количество.

Категории шанти.

Halyard shanties (или «шанти длинного рывка») — пели их когда поднимали или опускали паруса. Обычно имеют удвоение припева, типа — «Way, hey, Blow the man down!». Когда кто-то забирался на мачту, чтобы освободить паруса, в это время на палубе команда удерживала фал. Во время куплета команда отдыхала, а во время куплета начинала тянуть, в зависимости от веса паруса — от одного до трех рывков на припев.

Capstan shanties (или «якорные» шанти) пелись при поднятии якоря кабестаном, т.е. большим воротом. Матросы ходят вокруг кабестана, поэтому тут не требуется всплесков напряжения, а необходимо только равномерное приложение силы. Эти шанти являются самыми красивыми. Они могут иметь длинный припев, в отличие от вариантов «вопрос-ответ» в других типах, ровный четкий ритм и повествовательный текст, потому что поднятие якоря могло длиться очень долго(иногда несколько часов).

Stamp- -Go shanties — использовались только на кораблях с большой командой, где, чтобы протащить линь, использовалось большое количество людей. Матросы тащили канат, маршируя; кроме того, канаты тащились не только по прямой, но и «завязывая» петлю — когда одна группа матросов сворачивает и протаскивает конец каната под его серединой. У таких шанти тоже длинные припевы, подобно «кабестановым».

Pumping shanties (от «помпы») — пелись во время откачки помпой воды из подтекающего корабля, а также при использовании брашпиля для подъема якоря («брашпильные шанти»). Также могли использоваться при работе с кабестаном, кроме того, после изобретения даунтоновской помпы с другим типом движения «кабестановские шанти» стали удобными при работе с помпой.

Fo’castle Shanty— от «носа» корабля, «церемониальные шанти» или «баковые песни»): песни, которые использовались не при работе, а для развлечения, когда матросы в хорошую погоды собирались на носу, около бака. Церемониальные песни пелись на праздниках, например, при пересечении экватора.

К слову сказать, знаменитая песня «Семнадцать человек на сундук мертвеца» из книги «Остров сокровищ» — тоже шанти, хотя и является вымышленной. Никогда не пелась она на судах того времени, но безусловно обладает всеми чертами настоящей шанти. Когда Джон Сильвер, предводитель пиратов, запевал её на палубе, остальная команда подхватывала припев «Йо-хо-хо». Обозначало это вовсе не леденящий душу хохот, а «раз-два-взяли».

Во время редких часов отдыха, команда судна собиралась вместе, чтобы спеть совсем другие песни. В них моряки пели о доме или о земле и тех вещах, которые недоступны им в море. Но и в этом случае предпочтение отдавалось песням с простыми припевами, которые могли петь все. Музыкальное сопровождение было разным — от одного банджо или гитары, до импровизированного оркестра. Снова Джон Мэйзфилд:

«…Когда я был в Вестпорте, в экипаже одного из кораблей, стоящих на якоре, образовалась группа, они играли по ночам, на полубаке. У них был барабан, сделанный из пустого бочонка для муки, с парусиной натянутой с обеих сторон. Также у них были несколько треугольников, сделанных из инструментов для сращивания канатов. Несколько человек играли на мисках или кружках. У некоторых были варганы или аккордеоны. У одного была скрипка. Также у них был обычный мелодеон, который они купили в складчину за свои гроши. Ночь за ночью, когда в темноте рев тихоокеанского прибоя делался более осязаемым, экипаж собирался под звездами играть музыку...»

В статье использованы материалы Википедии и сообщества musicoftheworld: http://community.livejournal.com/musicoftheworld/3419.html